Телемедицинские технологии: за или против

 

Прогресс в развитии информационных и телекоммуникационных технологий, происходящий в последние десятилетия, привел к качественным изменениям в различных сферах жизни общества, во многом преобразовав их содержание. В последние годы широко применяются такие термины, как «электронное общество», «электронное правительство», «электронные услуги» и т. д. Здравоохранение, являющееся частью социальной сферы, в полной мере вовлечено в процесс информатизации.

В российской научной и нормативно-методической литературе для обозначения всего спектра электронных услуг в здравоохранении активно используется термин «телемедицина», означающий информационные технологии, обеспечивающие:

− дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями;

− идентификацию и аутентификацию указанных лиц;

− документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Преимущества внедрения информационных технологий в клиническую практику являются предметом дискуссий на протяжении последних десятилетий.

В настоящее время медицинские информационные технологии используются для мониторинга и контроля физиологических параметров пациентов; для профилактики заболеваний и их ранней диагностики; для амбулаторного наблюдения и реабилитации пациентов; для информационной поддержки врачей и медицинского персонала. В зависимости от разрешаемых задач электронные медицинские услуги можно классифицировать на: клинические, профилактические, образовательные, научные и административные. В России для граждан доступны такие телемедицинские сервисы, как Яндекс.Здоровье, Сберздоровье, ТелеМед, Медведь.Телемед, SmartMed и другие.

Представляется, что преимуществами использования информационных технологий во врачебной деятельности являются: снижение количества осложнений и неблагоприятных исходов, социально‐экономическая выгода, повышение доступности медицинской помощи группам населения, проживающим в географически удаленных регионах, сельской местности, пациентам с ограниченными возможностями, а также улучшение качества жизни, в целом. Именно использование систем дистанционной фиксации и трансляции физиологических параметров, реальновременного наблюдения и контроля, телеконсультирования пациентов позволили перевести медицину на качественно новый уровень, сделав доступными круглосуточные врачебные online консультации, профилактические мероприятия, динамический мониторинг состояния пациентов, контроль и экстренную коррекцию ключевых параметров жизнедеятельности, организма человека. Для этого могут применяться следующие технологии: интернет (электронная почта, web‐сайты), телефонная связь (стационарная, мобильная), видеоконференц‐связь и другие.

Перечень медицинских услуг, которые можно получить онлайн постоянно расширяется, например, уже возможно записаться на вакцинацию, получить некоторые медицинские справки онлайн.

Между тем, Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов отмечает: «Важно законодательно закрепить на всех уровнях возможность использования искусственного интеллекта, систем поддержки врачебных решений, перейти на полный [электронный] документооборот».

Действительно, в настоящее время не существует единой нормативной базы, посвященной вопросам телемедицины. Упоминание об использовании информационных технологий в медицине имеется в ряде Федеральных законов: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Перечисленные законы, несомненно, создают правовую основу для внедрения информационных систем в здравоохранение, перехода к электронному здравоохранению, безбумажному (электронному) документообороту в здравоохранении, внедрения телемедицинских систем и оказания телемедицинских услуг, но нормы, относящиеся к телемедицине, не будут работать, если не будет подзаконных актов и других нормативных документов, определяющих порядок их применения, но пока и они не обладают в совокупности признаком системности.

Необходимость создания единой нормативной базы объясняется и тем, что именно в телемедицине сосредоточены наиболее сложные технологии, связанные с получением, визуализацией, передачей, поиском и хранением медицинской информации. Это требует особой правовой защиты персональных данных и охраны врачебной тайны.

Думается, что для полноценного применения информационных технологий в медицине в нормативных актах необходимо закрепить: виды телемедицины и поэтапное описание процесса их применения; права и обязанности медицинского работника и пациента при использовании телемедицинских технологий; механизм защиты информации, предоставляемой пациентом в ходе консультации; требования к технологиям, аппаратным и программным решениям, которые обеспечат их запуск и бесперебойное функционирование.

Помимо создания нормативной базы, на пути телемедицины имеются информационные и финансовые препятствия. Ключевыми остаются вопросы информированности населения, образования врачей, а также финансового обеспечения медицинских услуг с применением ТМТ в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования.

 

 

Подготовила:

Председатель Совета молодых юристов при

Томском региональном отделении АЮР

кандидат юридических наук, доцент ЮИ ТГУ

Желева Ольга Викторовна