ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Защита прав потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества

Распространенность в гражданском обороте сделок с участием граждан, приобретающих товары для личных, бытовых, семейных нужд, их незащищенность в отношениях с более сильной и финансово обеспеченной стороной – производителем, продавцом, импортером товара (крупной торговой сетью, известным магазином, дилером) – предопределяют наличие в российском законодательстве особой совокупности правовых норм, посвященных определению статуса потребителя и отличающихся от общих способов защиты их прав. С позиции Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Как отмечается в актах судебной практики, в качестве потребителя следует расценивать не только то лицо, которое непосредственно приобрело товар, но также и то, которому данный товар впоследствии был подарен (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 N 88-10717/2021) или которым был унаследован (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 13.08.2018 по делу N 33-11701/2018).
Важное значение имеет и потребительская цель приобретения товара. Как было установлено Верховным Судом РФ в рамках одного из дел, истец приобрел у ответчика одновременно 10 планшетных компьютеров, в связи с чем надлежало установить, приобретались ли они для личных нужд. Таким образом, при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей необходимо определять не только субъектный состав участников договора, но и то, для каких нужд он был заключен (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 78-КГ17-102).

Помимо Закона, особенности разрешения споров с участием потребителей разрешаются и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», где определяются, в частности, понятие существенного недостатка товара (установление которого дает право на предъявление особых требований), недостатка технически сложного товара, процессуальные аспекты рассмотрения дел о защите прав потребителей, способы защиты и восстановления их нарушенных прав.
Закон предоставляет потребителю разнообразие материальных и процессуальных гарантий их защиты. Так, согласно положениям п.2 ст.17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Данное правило является исключением из общего правила определения подсудности, согласно которому иск предъявляется исключительно в суд по месту жительства ответчика; иск к организации предъявляется в суд по адресу организации (ст.28 Гражданского процессуального кодекса РФ). Принципиально важным является и то, что потребитель в пределах установленного на товар гарантийного срока в ряде случаев управомочен на предъявление своих требований не только продавцу, но и изготовителю и импортеру некачественного товара (ст.18 Закона). Так, в рамках одного из дел, Верховный Суд РФ отметил, что в пределах гарантийного срока потребитель вправе по своему выбору обратиться с требованием о возврате товара ненадлежащего качества к изготовителю, продавцу или импортеру, на которых лежит обязанность разъяснить потребителю порядок возврата и приемки такого товара у потребителя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2017 г. N 18-КГ17-210).

Более того, Закон говорит о том, что даже если гарантийный срок на товар истек, однако недостаток обнаружен потребителем в пределах срока службы товара и он является существенным, то требование потребителя, предъявленное к изготовителю, подлежит удовлетворению (п.6 ст.19 Закона). Как было отмечено Верховным Судом РФ в рамках рассмотрения одного из дел, прекращение работы программного обеспечения товара по истечении гарантийного срока, но в пределах срока службы товара, приведшее к невозможности его дальнейшего функционирования и использования, может быть признано существенным недостатком, при котором потребитель вправе возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за него суммы (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 15 декабря 2020 г. № 46-КГ20-19-К6).
В качестве процессуальной гарантии Закон также устанавливает освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.3 ст.17 Закона). Важно отметить, однако, что указанное освобождение не является безусловным и распространяется лишь на случаи, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Материально-правовыми гарантиями защиты прав потребителей является разветвленная система способов защиты – конкретных правовых механизмов, которые могут быть применены ими в случае нарушения их прав. Среди таких способов могут быть выделены общие и специальные способы защиты. К общим способам Закон относит, в частности компенсацию морального вреда – компенсацию тех нравственных и физических страданий, которые потребитель понес в результате продажи ему товара ненадлежащего качества. Компенсация морального вреда, как отмечено в Законе, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (ст.15). Потребители часто используют указанный способ защиты, однако, как свидетельствует судебная практика, размеры конкретных присуждаемых судами компенсаций незначительны: 3 000 руб. против заявленных 50 000 руб. (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.07.2020 N 33-4053/2020 по делу N 2-2362/2019), 500 руб. против заявленных 50 000 руб. (Апелляционное определение Пензенского областного суда от 17.03.2020 по делу N 33-627/2020), 200 руб. против заявленных 15 000 руб. (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 26.11.2019 по делу N 33-11799/2019). К общим способам защиты прав потребителей относятся также возмещение всех понесенных им убытков (ст.13 Закона) и неустойка, уплачиваемая сверх суммы возмещения убытков в размере 1 процента цены товара за каждый день просрочки в случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке (ч.2 ст.13, ч.1 ст.23 Закона). Кроме того, в случае причинения вреда здоровью или иному имуществу потребителя приобретенным им товаром с продавца, изготовителя или импортера такой вред подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона).
К специальным способам защиты прав потребителей при приобретении ими товара ненадлежащего качества следует отнести: требование о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); требование о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; требование соразмерного уменьшения покупной цены; требование незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказ от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками (ст.18 Закона).
Доказать то, в результате каких причин – производственных или уже потребительских – возник недостаток, должен либо изготовитель, продавец или импортер (если на товар был установлен гарантийный срок и требование заявлено в его пределах), либо сам потребитель (если гарантийный срок не был установлен либо истек) (ст.18, 19 Закона). При этом принципиально важным моментом является то, что непредставление покупателем товара для проверки качества может повлечь отказ во взыскании в его пользу неустойки и штрафа, предусмотренных Законом (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 6 апреля 2021 г. № 8-КГ21-1-К2).

Иное правило установлено в отношении технически сложных товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»). В отношении таких товаров в случае обнаружения в них недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Как было отмечено Верховным Судом РФ, пятнадцатидневный срок, в течение которого покупатель технически сложного товара вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы независимо от того, является ли обнаруженный в нем недостаток существенным, исчисляется с даты, следующей за днем передачи товара (Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 20 октября 2020 г. N 32-КГ20-8-К1).
Предъявление требований потребителем продавцу, изготовителю, импортеру оформляется претензией, направляемой в адрес одного из последних и содержащей указание на одно из требований потребителя, предусмотренных ст.18 Закона. При этом согласно п.1 ст.22 Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. При предъявлении требований о замене товара обязанное лицо должно заменить его в течение семи дней со дня предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования (ст.21 Закона). Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст.22 Закона).
Следует заметить, кроме того, что за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (в случае, если в частности, потребителем была предъявлена претензия, оставленная без ответа или удовлетворения) с продавца, изготовителя и импортера в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере 50 процентов от присужденной суммы. В случае, если в интересах потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50 процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам (п.6 ст.13 Закона).

 

Подготовила:

Гончарова Валерия Андреевна,

кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры гражданского права ЮИ ТГУ