Конфискация и взыскание криптовалют

ФЗ-259 «О Цифровых финансовых активах» отнёс криптовалюту к имуществу, а соответственно на такое имущество возможно обратить взыскание или конфисковать. Однако законодатель не урегулировал порядок конфискации и взыскания.
Впервые суд разрешил вопрос о статусе криптовалюты в 2018 году (дело № А40-124668/2017). Девятый арбитражный апелляционный суд в ходе рассмотрения апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции о включении криптовалюты, принадлежащей должнику, в конкурсную массу гражданина поддержал доводы финансового управляющего и обязал должника передать ключи доступа к криптокошельку. Таким образом, суд признал криптовалюту имуществом. Однако из открытых источников неизвестно было ли исполнено решение суда.
7 июля 2021 года Генеральный Прокурор РФ Игорь Краснов заявил о готовящихся поправках в законодательство о конфискации цифровых финансовых активов, которые стали источником дохода от преступной деятельности. Криптовалюта всё чаще становится инструментом получения взяток, отмывания бюджетных средств и получения прибыли от незаконной деятельности.
9 декабря 2021 года Председатель Следственного Комитета РФ Александр Бастрыкин заявил, что до сих пор не приняты дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, закрепляющие принадлежность цифровых валют к имуществу. Отсутствие таких норм может затруднять квалификацию деяний (например, хищений, взяточничества, финансирования терроризма) и создавать неопределенность судебного рассмотрения уголовного дела. Кроме того, отсутствие определения процессуального статуса таких активов препятствует наложению на них ареста, а также конфискации.
Для корректного регулирования криптовалют (цифровых финансовых активов) необходимо понять их виды и способы владения (хранения).
Виды цифровых финансовых активов:
1. Криптовалюты - биткоин и другие альткоины. Могут быть только децентрализованы, то есть не имеют единого эмитента.
2. Токены - единицы учёта (цифровой сертификат), не являющиеся криптовалютой, который закрепляет обязательства компании перед его владельцем. Могут быть как централизованными, так и децентрализованными. В свою очередь токены можно классифицировать следующим образом:
  • Токены- жетоны или токены приложений - используются для оплаты сервисов внутри проектов. Например, для использования децентрализованного облачного хранилища "Sia" требуется приобрести токен Siacoin, который является валютой проекта.
  • Токены-акции (токен ICO) - предназначены для привлечения инвестиций в новый или существующий проект. Не дают доступа к приложениям проекта, а выступают в роли цифровых акций компании. Также могут выступать в качестве доли компании. То есть такие токены являются цифровым аналогом акций фондового рынка.
  • Кредитные токены - используются для целей краткосрочного займа с последующей выплатой процентов.
  • NFT (Non-Fungible Token) - уникальные токены, не обладающие свойством взаимозаменяемости. Могут служить подтверждением владения игровыми предметами, объектами цифрового искусства и другого имущества, в том числе в физическом мире (движимое и недвижимое имущество).
Хранение цифровых финансовых активов возможно с использованием так называемых «криптокошельков», которые бывают двух видов:
1. Кастодиальные. По своей природе относятся к банковским инструментам по типу депозитарных банков. Отличительным свойством является отсутствие у владельца (пользователя) полного контроля над своим кошельком, поскольку у оператора (кастодиана) имеется доступ до приватного ключа. Такие кошельки есть у большинства криптобирж (Bitfinex, Binance, Bittrex и прочие), а также у различных сервисов хранения криптоактивов, торговых платформ и прочих.
2. Некастодиальные. В таких кошельках контроль за своими средствами и ключами доступа имеется только у пользователя. К таким кошелькам можно отнести бумажные, аппаратные, мобильные, десктоп- и веб-кошельки.
ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» описаны процедуры взыскания традиционных видов имущества. Например, денежных средств у банков и небанковских кредитных организаций (НКО), ценных бумаг, изъятие любого другого имущества должника. При этом взыскание имущества из финансовых учреждений обеспечивается административной и уголовной ответственностью должностных лиц этих организаций за неисполнение судебных актов и исполнительных документов. В то же время, описанный ранее прецедент о неисполнении решении Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-124668/2017, говорит о сложности исполнения решения судов.
Взыскание цифровых финансовых активов с некастодиальных кошельков осложняется тем, что доступ к этим кошелькам имеется только у должника и обеспечить принудительное изъятие ЦФА без передачи ключа доступа к таким кошелькам не представляется возможным. То есть изъятие/передача зависит от воли должника.
Взыскание цифровых финансовых активов с кастодиальных кошельков осложняется несколькими системными правовыми проблемами:
- Определение юрисдикции, в которых работают те или иные операторы цифровых финансовых активов (биржи, платформы и сервисы и т.д.);
- Идентификация пользователя. Не определен порядок установления факта владения или доступа до криптокошелька и/или аккаунта непосредственно должником (например, если на бирже отсутствует KYC, доказать принадлежность кошелька должнику практически невозможно);
- Определение ответственности операторов ЦФА (биржи, платформы, сервисы и т.д.). В отличии от банковских организаций и НКО, действующих на территории РФ, не определен порядок привлечения к ответственности и ее размер в отношении иностранных организаций за неисполнение решений судов по взысканию ЦФА;
- Определение стоимости ЦФА. Не определен порядок установления стоимости ЦФА в рублях.
Еще одним неурегулированным вопросом остаётся определение порядка обращения ЦФА в государственную собственность. Требуется установить государственный орган или организацию, которая будет осуществлять функцию оператора ЦФА и иметь соответствующие криптокошельки.
Все эти вопросы требуют от законодателя внесения поправок в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О ЦФА» и другие нормативно-правовые акты. Недостаточно только регулирования оборота ЦФА на территории РФ, требуется проработка и заключение множества международных договоров и соглашений в сфере оборота ЦФА.

 

Подготовил:

Ворошилин Юрий Сергеевич,

депутат Думы Города Томска 7 созыва.