Молодая женщина приобрела дорогостоящий смартфон в салоне сотовой связи. Через пять дней телефон перестал работать. Так как покупательница соблюдала правила эксплуатации, она обратилась с салон с требованием вернуть деньги. В салоне сказали, что нужно оставить телефон для проведения экспертизы. Женщина засомневалась в добросовестности продавцов. Как быть?
Действительно, продавец может быть недобросовестным. Самое простое – поместить смартфон в воду, чтобы эксперт обнаружил следы влаги и сделал заключение, что телефон сломался из-за неправильной эксплуатации. Покупателю необходимо подстраховаться.
Во-первых, необходимо написать претензию и направить ее по юридическому адресу продавца. Как узнать адрес? В кассовом чеке указывается ИНН продавца. Необходимо посетить сайт налоговой инспекции www.nalog.ru. Заходим в раздел «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», вводим ИНН и получаем электронную выписку из реестра юридических лиц. В ней указан официальный адрес продавца и его полное наименование. Составляем претензию, где указываем, что произошло и то, что этот документ направлен по официальному адресу. Укажите свои контакты. Рекомендую сделать три экземпляра: один оставить себе, другой направить продавцу ценным письмом с описью вложения. Третий экземпляр можно занести в магазин.
Во-вторых, согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» покупатель по его требованию имеет право присутствовать при проведении экспертизы. То есть продавец обязан пригласить эксперта и произвести осмотр телефона в вашем присутствии. До этого оставлять телефон продавцу не рекомендую. При осмотре телефона надо составить акт, в котором должно быть отражено отсутствие внешних повреждений и следов влаги. Копию акта (а точнее, второй оригинал) с подписью представителя продавца, эксперта и вашей необходимо оставить себе.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
После истечения этого срока можно обращаться в суд в случае отказа или отсутствия ответа.
Сенин Николай Николаевич, адвокат