Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) привела не только к проблемам экономического характера, связанным с закрытием и банкротством предприятий, ростом безработицы и существенным падением реальных доходов граждан. С приближением лета встает вопрос и о пролонгации действующих институтов власти.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В условиях режима самоизоляции, ограничения передвижения граждан полноценно провести избирательную кампанию практически невозможно. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уже отложила голосования по 94 избирательным кампаниям, назначенным с 5 апреля по 21 июня.
Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» добавил в 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статью 10.1 «Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». В соответствии с данной статьей: если на всей или части территории избирательного округа действует режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации голосование по назначенным выборам или референдуму может быть отложено.
Решение об отложении голосования на муниципальных выборах в одном муниципальном образовании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории двух и более муниципальных образований, на территории всего субъекта федерации или на всей территории страны – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Сроки и порядок совершения избирательных действий в случае принятия такого решения определяются в каждом конкретном случае исходя из особенностей сложившейся ситуации и действующего правового режима.
Кроме того, такое решение пролонгирует (продляет) полномочия действующих институтов власти до избрания нового состава данных органов или депутатов.
В соответствии с законом региональные выборы должны быть назначены не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования, выборы в органы местного самоуправления — не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Таким образом, решение по ним должно быть принято ближе к середине июня 2020 года.
Не будем забывать, что «зависшим в воздухе» остается вопрос о дате голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Проведение голосования в июле и в августе не является эффективным, так как на практике ведет к более низкой явке. Лето – традиционное время отпусков, даже при закрытой границе люди поедут отдыхать в соседние регионы или, в крайнем случае, на дачи, тем более, что даже для работающих граждан день проведения голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации будет выходным днем.
В нынешний единый день голосования запланированы 18 прямых выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (губернаторов), еще в двух регионах глав должны избрать законодательные (представительные) органы, а также 11 законодательных органов регионов. Кроме того, в единый день голосования также могут проходить и муниципальные выборы.
Идеальным вариантом, видится, проведение голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации в первой половине июня, а выборы, в срок, 13 сентября 2020 года. Если эпидемиологическая ситуация не позволит – придется решать вопрос либо о совмещении выборов и голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации в сентябре, либо о переносе выборов на декабрь 2020 года, либо на 2021 год. Представляется, что совмещение выборов и голосования по Конституции РФ не является оправданным как в силу различной правовой природы данных процедур, так и в связи с избыточной нагрузкой для многих избирательных комиссий, которым придется проводить муниципальные, региональные выборы и голосование по Конституции. В случае применения смешанной избирательной системы на местном и региональном уровне на выборах представительных органов это уже четыре бюллетеня, плюс пятый по поправкам в Конституцию РФ, кроме того, будут проведены дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации по четырем одномандатным округам.
Обратим внимание на то, что явка на местных и региональных выборах, за исключением ряда субъектов РФ, традиционна низкая. При совмещении этих выборов с днем голосования по поправкам в Конституцию РФ явка вырастет, и, думаю, мы можем получить весьма интересные для современной истории результаты голосования. Не соглашусь с высказываниями, последнее время размещаемыми в интернете, о том, что «переносить выборы на дальний срок опасно, ухудшение экономической ситуации выльется в протестное голосование, которое приведет к падению поддержки действующих политических фаворитов». Думается, что только народ Российской Федерации имеет право решать, кого наделять властными полномочиями. И в демократическом, правовом государстве, характерным признаком которого должна являться постоянная сменяемость власти, лица, замещающие избираемые государственные должности, должны быть готовы в любое время нести ответственность перед своим народом, своими избирателями, и доказать свое право на дальнейшую работу через процедуру честных и открытых выборов. А народ уже сам решит – достаточно они сделали для преодоления сложившейся ситуации или нет.
Подготовил:
Студент магистратуры 2 курса ЮИ ТГУ,
Член Совета молодых юристов при ТРО Ассоциации юристов России,
Член Избирательной комиссии Томской области с правом решающего голоса
Ткач Александр Сергеевич