В период сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией коронавируса, и применением государством комплекса ограничительных мер, который направлены на сокращения очного контакта граждан и государственных органов, особо остро встает вопрос о действии механизма разрешительных процедур, а также контрольно-надзорной деятельности со стороны государственных и муниципальных органов.
     В связи с чем, хотелось бы остановиться на ряде моментов:
   Во-первых, принято Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 (ред. от 22.04.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», в соответствии с п.1 которого продлевается действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев. К числу таких лицензий относятся: лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции); лицензии на пользование недрами; лицензии на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание; лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности; государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения; разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания; государственная регистрация лекарственного препарата для медицинского применения.
   При этом в случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности или деятельности, в отношении которой выдано разрешение, связанного с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, переоформление лицензии, разрешения не требуется.
Отдельно разъяснено, что, например, в этой связи государственная пошлина за продление действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, предусмотренное Постановлением N 440, уплате не подлежит, так как   с  учетом положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации  государственная пошлина является сбором, взимаемым при обращении в уполномоченные государственные и иные органы за совершением юридически значимых действий, так как уполномоченные органы не совершают юридически значимых действий. Вместе с тем какие-либо особенности в отношении государственной пошлины, уплачиваемой в связи с подачей заявления о выдаче или переоформления указанных лицензий, Постановлением N 440 не установлены. В связи с этим в случае подачи в 2020 году заявления о выдаче или переоформлении лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции государственная пошлина подлежит уплате в порядке, установленном главой 25.3 НК РФ[1].
   Во-вторых, в соответствии с п.4 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 выездные проверки соискателей лицензии, лицензиатов, проведение которых является обязательным в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также выездные проверочные мероприятия, необходимые для получения, переоформления, продления действия разрешений, проводятся посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи.
   В исключительных случаях, когда установление соответствия соискателей лицензии, лицензиатов лицензионным требованиям посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи невозможно, допускается выезд должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на предоставление лицензии в отношении:эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I и II классов опасности; деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (на опасные производственные объекты I и II классов опасности); деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
Еще одним специальным, учитывающим сложившуюся ситуацию  в стране,   нормативным актом является  Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 22.04.2020) «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
   В соответствии с п.1 данного Постановления  в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:
а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;
б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и п. 4 ч.10 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
 В отношении других категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся только: а) внеплановые проверки, указанные выше; б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.
   Следует отметить, что положения постановления распространяются на виды государственного контроля (надзора), в отношении которых применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", включая виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанные в ч. 3.1 и 4 ст. 1 указанного ФЗ, за исключением налогового,  валютного, таможенного контроля, а также проверок  использования атомной энергии.
Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, исключая очное взаимодействие. Исключение (когда допускается выезд) составляет:
  • выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры и внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;
   При этом субъекты проверки вправе ходатайствовать об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний. Ходатайства должны быть разрешены в течение 10 рабочих дней после поступления, и по ним должно быть принято соответствующее решение.
  • выезд должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля на внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Подготовила: Рукавишникова Анастасия Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Юридического института ТГУ,
Исполнительный директор - Руководитель Аппарата Томского регионального отделения Ассоциации юристов России



[1] Письмо  Минфина России от 07.05.2020 N 03-13-06/37316 «О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о применении положений постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году".