Разъясняем законодательство: "Электросамокаты"
С 1 февраля вступил в силу новый ГОСТ Р 70514-2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» для российских и иностранных производителей электронных средств индивидуальной мобильности – электросамокатов, моноколес и гироскутеров.
Стандарт вводит определение электрического средства индивидуальной мобильности (ЭСИМ). Оно относится к транспортным средствам с одним или несколькими колесами без сиденья и предназначено для передвижения одного человека с помощью электродвигателя. В некоторых случаях к ЭСИМ относятся самобалансирующие устройства с сиденьем.
Максимальная скорость, до которой может разгоняться это устройство, теперь ограничена до 25 км/ч. Еще одно требование к ЭСИМ – наличие специального «пешеходного режима», в рамках которого скорость не может превышать 8 км/ч.
Также все ЭСИМ должны быть оснащены звуковыми и визуальными сигналами, и оповещать пользователя о неисправностях в системе самобалансирования, а конструкция батарей устройства обязана быть выполнена таким образом, чтобы исключать риск возгорания при механическом повреждении, бортовые системы должны иметь функцию оповещения о неисправностях.
Помимо этого, документ регламентирует классификация ЭСИМ, требования к их комплектации при продаже, к зарядке батарей и хранению энергии, также устанавливаются методы испытаний на устойчивость и прочность при ударе.
Основной целью принятия и введения в действие нового ГОСТ является создание системы надлежащего нормативно-правового регулирования данных устройств в России. На сегодняшний день стандарт носит добровольный характер, пока законодательством не установлены иные требования.
Напомним, что в октябре 2022 года Правительство РФ утвердило изменения в Правила дорожного движения, касающиеся езды на электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, сегвеях, моноколесах и других аналогичных устройствах. Классифицируемые как средства индивидуальной мобильности (СИМ), данные транспортные средства, имеющие одно или несколько колес (роликов), предназначенные для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя, должны иметь массу не более 35 кг. Мощность двигателя не имеет значения: если он есть, самокат или велосипед считают СИМ.
Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах.
По новым правилам на СИМ можно будет ездить в возрасте от 7 до 14 лет по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Там же смогут передвигаться дети младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.
В возрасте старше 14 лет на СИМ тяжелее 35 кг и велосипедах нужно передвигаться по велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов. Если такой инфраструктуры нет или она недоступна, можно двигаться по обочине, а если нет и ее – по правой стороне проезжей части.
На электросамокатах и аналогичном транспорте массой не выше 35 кг можно ездить в пешеходных зонах. А также по тротуарам и пешеходным дорожкам в случаях:
- когда невозможно двигаться по велосипедным, велопешеходным дорожкам и полосе для велосипедистов, если есть тротуар или пешеходная дорожка, на таком самокате выезжать на обочину или проезжую часть нельзя;
- если нужно сопровождать ребенка младше 14 лет, который тоже едет на СИМ.
На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. При том у СИМ должны быть тормозная система, звуковой сигнал, световозвращатели белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фара (фонарьм) белого цвета спереди.
При совместном передвижении приоритет у пешеходов. Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать свою скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться.
Изменения в ПДД, касающиеся электросамокатов, гироскутеров и других устройств вступают в силу с 1 марта 2023 года.
С точки зрения КоАП человек, который управляет средством индивидуальной мобильности, остался пешеходом.
Ответственность за нарушение любого из перечисленных выше правил для него возможна по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ (санкция – предупреждение или штраф 500 рублей), по ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ (санкция – 1 000 рублей). Если передвигающийся на электросамокате собьет пешехода и причинит ему вред легкой или средней тяжести, в дополнение к штрафу 500 рублей ему грозит ответственность по ч. 2 ст. 12.30 КоАП – штраф от 1 000 до 1 500 рублей.
Поскольку гражданско-правовая ответственность наездника электросамоката не застрахована, взыскивать деньги придется напрямую с причинителя вреда. Если в процессе суда выяснится, что транспортное средство принадлежит иному лицу, не беда. Суд сам может заменить ответчика на надлежащего.
Например, решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 26.07.2019 взыскана материальная компенсация морального вреда с наездника электросамоката в размере 50 тысяч рублей, с возмещением судебных расходов. Как следует из текста решения, истицу сбил ответчик, нарушив ПДД, и потерпевшая получила легкий вред здоровью.
За тяжкие увечья, нанесенные лицом, управляющим СИМ, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ, вплоть до лишения свободы.
Стоит отметить, что если устройство имеет меньше 250 Вт мощности, то в данном случае действуют штрафы как для пешеходов, для мощных электросамокатов штрафы устанавливаются уже как для водителей транспортных средств.
Поскольку мощное устройство, например, электросамокат мощностью 350 Вт,
приравнивается к мопеду, его вождение требует от водителя наличия прав категории «М», шлема и соблюдение ПДД.
Так, в мае 2021 года в г. Колпашево Томской области 16-летний подросток, катаясь на электросамокате Kugoo М4, сбил пятилетнего ребенка, причинив тяжкий вред здоровью. Для управления таким самокатом нужны права категории «М», которых у юноши не было. Против подростка было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Колпашевский городской суд вынес по иску о компенсации решение, обязав жителя г. Колпашево заплатить в пользу мальчика компенсацию 500 тысяч рублей.
Материал подготовлен
членом Совета молодых юристов
Людмилой Деминой
Источники:
1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
2. Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10 октября 2022 г. № 41 ст. 7100.
3. ГОСТ Р 70514–2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» – URL: https://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&month=1&year=2023&search=ГОСТ%20Р%2070514–2022&id=246692 (дата обращения 01.01.2023).
4. Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 26.10.2019 по делу № 2-7101/2019.