Разъясняем законодательство: "В каких случаях инспектор ГИБДД может остановить машину"
Такое право предоставлено инспектору в следующих случаях (п. 47 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264): 
- в случае выявления или наличия данных, свидетельствующих о нарушении требований законодательства о БДД;
- в случае наличия данных о причастности водителя и (или) пассажиров к совершению правонарушения, об использовании транспортных средств (далее – ТС) в противоправных целях (в том числе о совершении с его участием преступления или административного правонарушения);
- в случае наличия данных, дающих основания полагать, что ТС находится в розыске или является участником ДТП; 
- для совершения процессуальных действий, в том числе опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах противоправного деяния, а также привлечения их в качестве понятых; 
- для проверки документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, соблюдения норм времени управления ТС и отдыха, режима труда и отдыха водителя ТС (в установленных случаях); 
- для проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (в установленных случаях); 
- для использования ТС в случаях, не терпящих отлагательства. При этом инспектор вправе останавливать ТС и использовать их (например, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме) (п. 3 ч. 3 ст. 28 ФЗ «О полиции»); 
- при регулировании дорожного движения в случаях: 
  • оказания содействия в проезде к месту происшествия ТС экстренных оперативных служб и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий; 
  • обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения; 
  • временного ограничения или запрещения движения ТС, оцепления (блокирования) территорий; 
  • устранения угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ; 
- при осуществлении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, проводимых на основании соответствующих распорядительных актов. 
Какие документы имеет право требовать инспектор ГИБДД, остановивший автомобиль?
Согласно п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; 
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); 
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид";
В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. 
Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?
В соответствии с п. 53-54 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264 сотрудник для выполнения возложенных на полицию обязанностей вправе потребовать от участника дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях: 
- задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, при пресечении преступления, преследовании лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении; 
- доставления, административного задержания, отстранения от управления транспортным средством, задержания транспортного средства, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза, применения (обеспечения) процессуальных и иных действий по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; 
- наличия достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (запах алкоголя изо рта, и (или) неустойчивость позы, и (или) нарушение речи, и (или) резкое изменение окраски кожных покровов лица, и (или) его поведение не соответствует обстановке); 
Вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в случаях: 
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; 
- при болезненном или утомленном состоянии водителя, ставящем под угрозу безопасность движения;  
- для проведения осмотра транспортного средства и груза при подозрении, что они используются в противоправных целях; 
- для идентификации транспортного средства в присутствии водителя (владельца транспортного средства); 
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; 
- занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение территориального органа МВД России, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как проводится досмотр и осмотр автомобиля, личный досмотр водителя и его личных вещей?
Сотрудники полиции вправе произвести осмотр ТС, в частности, при подозрении, что ТС используется в противоправных целях, а также в связи с проверкой заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. По результатам осмотра составляется акт (п. п. 3.1, 20 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).
Для проведения осмотра ТС и (или) груза, если имеются основания полагать, что в ТС находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, полиция вправе осуществлять вскрытие ТС, в том числе проникновение в него (пп. 6 ч. 1 ст. 15.1 ФЗ «О полиции»).
Досмотр автомобиля – это его обследование, проводимое в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, без нарушения конструктивной целостности автомобиля для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ; п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).
Досмотр проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ). Также досмотр должен быть проведен в присутствии владельца автомобиля. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть проведен в его отсутствие (ч. 3 ст. 27.9 КоАП РФ).
О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. 
Ч. 1 ст.27.7 КоАП РФ указывает, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. 
При этом п. 189 Административного регламента МВД, ссылаясь дополнительно на п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», дает более широкий список оснований для личного досмотра. Согласно ему, основания для личного досмотра – это наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия совершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.
В отличие от досмотра автомобиля, личный досмотр водителя проводится строго в присутствии понятых одного пола с досматриваемым (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ). Досмотр личных вещей может проводиться в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), то есть здесь, как и в случае с досмотром автомобиля, инспектор может заменить понятых видеосъемкой.
Ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ указывает, что в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
Как проходит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, управляющих ТС?
Освидетельствование бывает двух видов (п. п. 1, 3 - 5, 8, 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882; п. 3 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н):
1)    освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (далее – ОСАО). Применяется для определения только алкогольного опьянения, осуществляется с помощью алкотестера по наличию паров алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе и проводится непосредственно инспектором ГИБДД;
2)    медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее – МОСО). Используется для установления всех возможных видов опьянения и проводится в медицинских организациях (их обособленных структурных подразделениях), имеющих соответствующую лицензию, в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Водитель подлежит освидетельствованию, если есть основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, либо в отношении водителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ; п. 2, пп. «в» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н).
Достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков (п. 2 Правил; п. 6 Порядка № 933н):
1) запах алкоголя изо рта;
2) неустойчивость позы и шаткость походки;
3) нарушение речи;
4) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
5) поведение, не соответствующее обстановке.
Этот список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отстранение водителя от управления автомобилем
При наличии у инспектора ГИБДД достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, водитель отстраняется от управления автомобилем. Отстранение происходит в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 1, 2 ст. 27.12 КоАП РФ).
В случае применения видеозаписи процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе об отстранении от управления транспортным средством. В указанном протоколе также отражаются дата, время, место, основания и обстоятельства отстранения. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к протоколу. Копия протокола вручается водителю (ч. 6 ст. 25.7, ч. 3, 4 ст. 27.12 КоАП РФ; п. 116 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264).
 
Порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
В случае согласия водителя на прохождение ОСАО на месте (либо на ближайшем посту ГИБДД) инспектор ДПС проводит эту процедуру с помощью мобильного алкотестера, имеющего функцию записи результатов измерения на бумажный носитель. Освидетельствование проводится должностным лицом в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч. 6 ст. 25.7, ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ; п. п. 2, 3 Правил; п. п. 7, 8 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264).
Перед освидетельствованием водитель информируется о порядке освидетельствования с применением средства измерения (в соответствии с руководством по его эксплуатации), наличии сведений о результатах поверки этого средства (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882).
Средство измерения, с помощью которого производится ОСАО, должно также обеспечивать запись результатов на бумажном носителе (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882).
Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения у водителя определяет должностное лицо на основании показаний используемого средства измерения с учетом его возможной суммарной погрешности измерений (п. п. 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882).
Результаты освидетельствования отражаются в акте освидетельствования установленной формы, содержащем согласие или несогласие водителя с результатами, а также данные понятых (при их наличии) и их подписи. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов измерений. Копия акта должна быть вручена водителю. При несогласии водителя с результатами ОСАО он будет направлен на медицинское освидетельствование (ч. 6 ст. 25.7 КоАП РФ; п. 7, пп. "б" п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882; п. 117 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264).
В случае отказа водителя от прохождения освидетельствования акт освидетельствования не составляется, а лицо направляется на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (пп. «а» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882; п. 117 Порядка, утв. Приказом МВД России от 02.05.2023 № 264).
Порядок прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Медицинское освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения осуществляется по направлению соответствующего должностного лица (п. 9 Правил).
Законным основанием для направления на МОСО является (п. 8 Правил, 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1882; п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20):
1.Отказ водителя от прохождения ОСАО (при наличии одного или нескольких установленных признаков опьянения).
2.Несогласие водителя с результатами ОСАО.
3.Наличие достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения (наличие одного или нескольких признаков опьянения), и отрицательном результате ОСАО.
Направление на МОСО осуществляется должностным лицом в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае применения видеозаписи процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе о направлении на МОСО. Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к протоколу.
МОСО включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования (п. 4 Порядка № 933н):
1) осмотр врачом-психиатром-наркологом либо другим врачом-специалистом (при невозможности осмотра врачом-специалистом - фельдшером), прошедшим специальную подготовку;
2) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;
3) определение наличия психоактивных веществ в моче;
4) исследование уровня психоактивных веществ в моче;
5) исследование уровня психоактивных веществ в крови.
Определение алкогольного опьянения во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя с помощью алкотестера. После этого врачом-специалистом производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения (изменение в психической деятельности, вегетативно-сосудистых реакциях, нарушение двигательной сферы) (п. 9 Порядка № 933н; Приложение № 2 к Порядку № 933н).
Положительным результатом считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 - 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в акте медицинского освидетельствования (п. 11 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н).
Результаты МОСО и лабораторных исследований отражаются в акте, один из экземпляров которого должен быть вручен водителю. Акт может быть заполнен в письменной или в электронной форме (п. п. 8, 25, 27 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н).
Какие последствия влечет отказ от прохождения медицинского освидетельствования?
Об отказе от прохождения гражданином медицинского освидетельствования в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование делается соответствующая отметка, а в акте медицинского освидетельствования - соответствующее заключение (ч. 5 ст. 27.12.1 КоАП РФ; пп. 3 п. 14 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н).
Невыполнение водителем законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования влечет административную ответственность. При этом данное правонарушение не может быть отнесено к малозначительным, а виновное в его совершении лицо - освобождено от административной ответственности (ст. 12.26 КоАП РФ; п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20).
Кроме того, отказ от прохождения медицинского освидетельствования является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Людмила Демина

Материал подготовлен
членом Совета молодых юристов
Людмилой Деминой


Использованные источники:
  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  2. О полиции : Федеральный закон Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011 г. № 7 ст. 900.
  3. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
  4. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1882 «О порядке освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18.12.2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)».
  6. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 02.05.2023 г. № 264 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения».
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».



 
 
Вернуться к списку новостей