Разъясняем законодательство: "Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги за некачественный товар?"
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе требовать: 
¾  вернуть стоимость товара; 
¾  заменить товар на аналогичный (той же марки, модели); 
¾  безвозмездно устранить недостатки (ремонт); 
¾  снизить покупную цену (продавец должен возвратить часть уплаченной за товар суммы); 
¾  заменить на такой же товар, но другой марки (модели) с пересчетом цены 
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Требования о возврате уплаченной суммы и возмещении убытков следует изложить в письменном виде в претензии, адресованной продавцу.
Претензию нужно написать в свободной форме, указав следующую информацию: наименование продавца, ваши фамилию, имя и отчество, адрес (можно указать электронный адрес) и номера телефонов, по которым можно с вами связаться, название товара, дату и способ покупки, цену товара, подробное описание обнаруженного вами дефекта). Укажите также, что отказываетесь от исполнения договора купли-продажи и требуете возвратить сумму, уплаченную за товар. В случае необходимости заявите требование о возмещении убытков (если таковые были). Также обязательно укажите, в течение какого срока продавец должен удовлетворить ваши требования.
Согласно ст. 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предприниматель, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. 
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (уполномоченная организация) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
После того, как гарантийный срок на товар истек, потребитель вправе предъявить требование о возврате денежных средств, если докажет, что имеется существенный недостаток, который возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно ст. 22 Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, продавец должен удовлетворить в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. Однако, что делать, если продавец отказывается добровольно вернуть Вам денежные средства или обменять некачественный товар?
Стоит отметить, что за нарушение предусмотренных статьей 22 Закона сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Если продавец отказывается возвращать деньги и утверждает, что дефект образовался по вине покупателя, можно провести независимую экспертизу — исследование, которое проводится в целях определения причины образования недостатка товара. Срок проведения экспертизы – от 10 до 20 дней, в зависимости от заявленных покупателем требований. Проводить экспертизу могут только специалисты (эксперты), у которых есть необходимые документы на ведение такой деятельности. Именно такие специалисты составляют заключение, в котором указывается наличие (или отсутствие) недостатков в конкретном товаре и по чьей вине (изготовителя или потребителя) возникли эти недостатки.
Кроме того, для защиты своих нарушенных прав можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор), для этого необходимо подать жалобу. 
Один из самых простых способов подачи жалобы в Роспотребнадзор — через Интернет. Для этого необходимо зайти на официальный сайт Роспотребнадзора и перейти на страницу «Обращение граждан». Там Вам будет предложено заполнить специальную форму, указав все необходимые пункты. Важно заполнить форму максимально подробно и точно, чтобы предоставить актуальную информацию по вопросу. Изложите суть проблемы, укажите место и время ее возникновения, а также приложите все необходимые документы и доказательства.
Второй способ подачи жалобы в Роспотребнадзор — через государственные услуги. Для этого можно воспользоваться сайтом государственных услуг и выбрать соответствующий пункт «Подать жалобу в Роспотребнадзор». Вам будет предложено заполнить онлайн-форму и приложить необходимые документы и фотографии. Этот способ также очень удобен и позволяет подать жалобу без посещения офиса Роспотребнадзора.
Также обращаем внимание на то, что в случае неудовлетворения продавцом Ваших требований в добровольном порядке Вы вправе согласно п. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса   РФ и п. 1 ст. 17 Закона    обратиться за защитой своих прав в суд.
Так, в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» Вы вправе предъявить иск по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, при этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Согласно взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 47 Гражданского Процессуального Кодекса РФ и п. 5 ст. 40 Закона, Роспотребнадзор может до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство предусматривает ряд гарантий, которые позволяют потребителям защитить свои права при столкновении с недобросовестными действиями продавца.

 

Софья Огнева
Материал подготовила:
Член совета молодых юристов при ТРО АЮР
Софья Огнева



Использованные источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 25.02.2022 г. № 20-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. ст. 3301.
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Российская газета. 07.04.1992 г.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. ст. 45.32.

 

Вернуться к списку новостей