Разъясняем законодательство: "Изменения законодательства о рекламе с 1 сентября 2023 года"
Уже с 1 сентября 2023 года начинают действовать штрафы за рекламу в интернете без маркировки, но обо всём по порядку. 
1 сентября 2022 года вступил в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ, который внес изменения в Закон о рекламе. С этими изменениями введены требования к маркировке и учету диджитал-рекламы, демонстрируемой на территории России. Юридическим и физическим лицам было дано время до 1 сентября 2023 года для того, чтобы адаптироваться к изменениям. 
            Ключевые принципы изменений простыми словами:
            - Вся реклама в интернете учитывается в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), который курирует Роскомнадзор.
            - Процесс регистрации и продвижения рекламы контролируются ФАС и ФНС.
            - Онлайн-реклама помечается специальным идентификатором — токеном, кроме рассылок и push-уведомлений.
            - По каждому рекламному креативу нужно сдавать ежемесячную отчетность по показам.
Чтобы понять цепочку взаимодействий, нужно разобраться с ее участниками.
            ОРД (оператор рекламных данных) – это специальные организации, которые сначала регистрируют креативы, а потом собирают по ним статистику и денежные расходы. Далее вся информация перераспределяется в соответствии с утвержденной формулой.
            Операторы рекламных данных одобренные Роскомнадзором:
— Яндекс ОРД;
— Озон ОРД;
— ОРД-А;
— Лаборатория разработки, Сбер;
— Первый ОРД;
— ВК рекламные технологии;
— МедиаСкаут.
            Рекламодатели — те, кто рекламирует свои услуги или товары. 
            Рекламораспространители — юрлица, физлица, ИП, которые занимаются осуществляют, организуют распространение диджитал-рекламы, направленной на привлечение внимания. 
            Рекламные системы — это в том числе соцсети и сервисы обмена мгновенными сообщениями. 
            Площадки — информационные ресурсы, которые распространяют рекламу. 
            Посредники — агентства и фрилансеры, участвующие в размещении рекламы клиентов.
            Необходимо маркировать все виды рекламных материалов, включая баннеры, посты в социальных сетях, контекстную рекламу и видеоролики, которые будут видеть пользователи в сети интернет на территории РФ, в том числе:
таргетированную, контекстную, медийную, саморекламу, SEO-статьи, публикации СМИ, публикации у блогеров.
            Маркировать не нужно:
собственные товары, информацию о продукте на своем сайте (исключение самореклама), анонсы мероприятий на своих площадках; новостной пресс-релиз, объявление на классифайдах (онлайн-сервисах, где собраны объявления от частных лиц и компаний), услуги в рассылках E-mail, PUSH-уведомления, ссылки на свой контент на других ресурсах, призывы на подписки на свои ресурсы; призыв на подписку на чат-боты (рассылка).
            Каждый рекламный материал должен содержать токен - уникальный идентификатор ERID (уникальный буквенно-цифровой код для отслеживания), который позволяет однозначно идентифицировать рекламу. Размещение осуществляется в специальной кликовой ссылке в формате ://site.ru/?erid=XXX или в меню adChoice. Путь ID -токена прослеживается специальными сервисами надзорного контроля.
Также Реклама считается промаркированной, если на ней указаны:
слово "Реклама", сведения о рекламодателе.
            Вся информация, поступающая в ЕРИР, доступна только Роскомнадзору.
            Отчет о статистике по показам рекламы передается только один раз тем участником цепочки, который проводил регистрацию рекламных креативов и получил токен от ОРД. Этот участник должен подать акт и статистику в тот же ОРД, где он получил токен. Сдача отчетности по статистике показов рекламы осуществляется ежемесячно.
            Классификация и суммы штрафов, начавших действовать с 1 сентября 2023 года.
Штрафы за распространение рекламы без идентификатора либо нарушение требований к его размещению:
для физлиц — от 30 000 до 100 000 руб.;
для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб.;
для юрлиц — от 200 до 500 000 руб.;
            Штрафы за непредставление в РКН данных о рекламе либо несвоевременное их предоставление, либо предоставление неполной, недостоверной, неактуальной информации (этот штраф грозит тем, кто не отчитывается за рекламу или отчитывается не вовремя):
для физлиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 руб.;
для юрлиц — от 200 000 до 500 000 руб.
Также отдельно предусмотрены штрафы за нарушение обязанностей ОРД: для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб. и для юрлиц — от 300 000 до 700 000 руб.
 
Ульяна Свистова

Материал подготовила:
Член совета молодых юристов при ТРО АЮР
Свистова Ульяна Ильинична
 
Источники:
  1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" от 02.07.2021 N 347-ФЗ // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389115/
  2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. от 25 мая 2022 г. N 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории российской федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»// https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=442014&utm_source=yandex&utm_medium=organic&utm_referer=yandex.ru&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F1179&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles%2F1179
  4. Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389115/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/
  5. Федеральный закон от 02.07.2021 N 347-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"//https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389115/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/
 
Вернуться к списку новостей